Архитектура Хельсинки

Архитектура ХельсинкиДля архитектуры Хельсинки характерна северная сдержанность и утонченность. Центр города, особенно окружение Сенатской площади. представляет уникальный неоклассический ансамбль. Архитектурные объекты морской крепости Суоменлинна отражают наслоения шведского, российского и финского периодов владычества.

Византийско-русскую архитектурную традицию представляет спроектированный Александром Горностаевым крупнейший в Западной Европе православный храм – Успенский кафедральный собор (1868), построен по проекту русского архитектора А. М. Горностаева. В самом центре Хельсинки множество зданий, представляющих специфические стили, в том числе Дом сословий (Säätytalo) (1890), Густава Нюстрёма. Творчеством заметного представителя стиля неоренессанса Теодора Хёйера можно полюбоваться на Северной Эспланаде и в Художественном музее Ateneum (1883).

Стиль Югенд получил в Финляндии свое направление в виде национального романтизма. Его великолепно отражают спроектированный Ларсом СонкомЮгенд-зал (Jugendsali) (1904), и Национальный музей (1910), созданный известным трио архитекторов Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен. Роскошным представителем позднего Югенда является здание Центрального железнодорожного вокзала (1914) Элиэля Сааринена. Скандинавский классицизм 1920-х годов прослеживается в здании Парламента (1931) Й. С.Сирена.

Деревянной архитектурой можно полюбоваться в районах Käpylä, Puu-Vallila и Etu-Töölö. Район деревянной застройки Käpylä представляет классицизм 1920-х годов. Свежий пример деревянной архитектуры – Часовня в Камппи. построенная в 2012 году.

Величественный функционализм представляют, в частности, Олимпийский стадион (1938) и «Стеклянный дворец» (Lasipalatsi) (1935).

Модернизм в лучшем виде представляют работы всемирно известного финского архитектора Алвара Аалто, в том числе Академический книжный магазин (1969) и Дворец «Финляндия» (1971-1975). Построенная глубоко в скале церковь на площади Temppeliaukio (1969) архитекторов Тимо и Туомо Суомалайнен благодаря своей оригинальной архитектуре является одной из самых популярных городских достопримечательностей.

Архитектурные стили 1990-х и 2000-х годов можно увидеть в Музее современного искусства Kiasma (1998), спроектированном архитектором из США Стивеном Холлом (1999). Sanomatalo (1999) и находящийся в районе Руохолахти High Tech Center (2001) представляют упрощенную архитектуру из стекла и стали. Рядом с Дворцом «Финляндия» осенью 2011 года появился Дом музыки. Здание спроектировало архитектурное бюро LPR. Центральная библиотека Хельсинкского университета Kaisa-talo (2012) представляет отмеченный наградами стиль стеклянной архитектуры. Проект был выполнен компанией Anttinen Oiva Arkkitehdit Oy.

Обновлено 7.3.2016